Корупція в Енергоатомі

Нам невідомо, чи відповідь на цей запит була інформативною. Якщо ви Олександр, будь ласка, авторизуйтесь і вкажіть, наскільки успішним був запит.

Доброго дня!

На підставі статей 1, 13, 19, 20 Закону України «Про доступ до публічної інформації» від 13 січня 2011 року, які надають право звертатись із запитами до розпорядників інформації щодо надання публічної інформації, прошу надати наступну інформацію (наступні документи):

На сайті цензор нет вийшла стаття від 17.09.2020 року, в якій викладено :

независимый эксперт по ядерной энергетике
Рецепт "Энергоатома": как похоронить энергетическую независимость Украины
17.09.20 08:57535 1
Почему новое руководство НАЭК "Энергоатом" не достраивает Центральное хранилище отработанного ядерного топлива в Чернобыльской зоне? И как это выгодно Кремлю?

Указом Президента Украины от 14 сентября 2020 года была принята обновленная Стратегия национальной безопасности (указ Президента №392) на замену Стратегии 2015 года.

Она предусматривает, среди прочих специальных стратегий, разработку в течение полугода Стратегии энергетической безопасности.

Одним из фундаментальных принципов обеспечения энергетической безопасности является предотвращение критической зависимости энергетического сектора Украины от внешних поставок энергоресурсов и энергетических технологий.

Читаешь и моментально вспоминаешь о проекте, имеющем непосредственное отношение к энергетической безопасности и соответствующем всем указанным выше признакам.

Речь идет о строительстве Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива для трех украинских АЭС (ЦХОЯТ) – Ривненской, Хмельницкой и Южно-Украинской.

Этот проект Украина пытается реализовать с 2004 года, а его идея обсуждалась с конца 90-х на самом верхнем уровне власти.

В декабре 2019 года, на момент увольнения с поста президента НАЭК "Энергоатом" Юрия Недашковского, готовность строительных конструкций на площадке ЦХОЯТ составляла 97%, а введение в эксплуатацию первой очереди планировалось на октябрь 2020 года.

На что же ушли эти 20 с лишним лет, если выбор технологи и исполнителя - американской компании Holtec International был сделан в течение первых 5 лет?

Ключевое – агрессивное противодействие Кремля с использованием многоуровневого пророссийского лобби в Украине.

Все очень просто: ничего личного, только бизнес. Все отработавшее топливо украинских АЭС за исключением Запорожской АЭС, которая с 2001 года эксплуатирует сухое хранилище отработавшего топлива на своей площадке, вывозится для переработки в РФ с условием возвращения в Украину остеклованных высокоактивных радиоактивных отходов.

Эта "услуга" стоит Компании и стране около $200 млн в год.

Есть еще один аспект, который откровенно раздражает РФ – диверсификация поставок ядерного топлива на украинские АЭС.

За последние 15 лет американская компания Westinghouse получила изрядную долю украинского рынка, и планирует вытеснять российский ТВЭЛ дальше.

Единственным техническим препятствием для этого может стать как раз отсутствие в Украине Централизованного хранилища отработавшего топлива.

Ведь мало использовать топливо нероссийского поставщика, надо и обеспечить условия для хранения его отработавших сборок, которые, разумеется, РФ не примет.

Соответственно, актуальность ЦХОЯТ для проекта диверсификации поставок возрастает прямо пропорционально к количеству эксплуатирующихся ТВС-WR (топливо Westinghouse). И с той же интенсивностью растет сопротивление российского лобби.

Это противодействие велось на фоне частой смены парламентов и правительств, которая привела к тому, что необходимый для начала строительства Закон о размещении ядерной установки общегосударственного значения "гулял" по комитетам и фракциям ВРУ с 2006 по 2012 год.

И каждая из политических сил пыталась заработать дивиденды на протесте против хранилища.

Кроме того, украинская политическая номенклатура от мала (народных депутатов) до велика (президентов и премьеров) очень не любит брать на себя ответственность за принятые решения.

И конечно, от этого страдает атомная отрасль, в которой инвестиционный цикл составляет десятилетия и требует соответствующего стратегического мышления на государственном уровне на те же десятилетия.

То, что первая очередь ЦХОЯТ, увы, не будет сдана в срок, было понятно еще зимой, когда по указанию тогдашнего врио президента НАЭК "Энергоатом" Павла Павлышина все помещения на стройплощадке хранилища, в том числе и те, где должно было уже устанавливаться оборудование Holtec, были опечатаны.

А на многочисленных совещаниях в НАЭК вместо подготовки тендерных документов с целью быстрого проведения торгов на оставшиеся 3% строительных работ, началось бесконечное обсуждение вопросов из серии "так сколько же процентов нам осталось достроить?".

На скорость выполнения строительных работ, скорее всего, не мог не повлиять тот факт, что строил ЦСХОЯТ печально известный "Укрбуд" Максима Микитася. Впрочем, что в те годы в Украине он не строил?

Вместо того, чтобы сосредоточиться на проведении нового прозрачного тендера на достройку объекта, в "Энергоатоме" проводились служебные расследования, обыски в квартирах подрядчиков и сотрудников атомной компании.

При этом, замечу, интересы компании в частности и энергетической безопасности в целом на повестку дня не выносились.

Подрядчик же в частных беседах заявлял, что новый менеджмент "Энергоатома" требовал "откат" в $4 млн за уже освоенные средства. Печаль, что он это не заявлял публично…

Все, что сделал "Энергоатом" при временно исполняющих обязанности руководителя Павле Павлышине и Петре Котине – с 4 декабря 2019 года по 7 сентября 2020 года, когда был (повторно) объявлен тендер на работы по завершению строительства на объекте ЦСХОЯТ, – это расширил круг ответственных за введение в эксплуатацию Хранилища и пересмотрел степень готовности объекта.

Но тут же испугался собственной смелости и отменил свой же приказ.

Это вообще история для мастеров иронического детектива. В феврале Павлышин проводит очередной выездной штаб по вопросам достройки Хранилища, где с разгромной речью выступает директор по инвестициям и перспективному развитию Татьяна Амосова и предлагает заменить подразделение, ответственное за проект. Не время строить – время двигать кровати.

Но на тот момент Павлышин уже собирался уходить, а стройка и так была заморожена. Поэтому к идее поменять ответственных за строительство ЦСХОЯТ вернулся уже врио Котин.

После проведенного в мае-июне служебного расследования, 21 июля он выпускает отдельное поручение №24, которым поручает обособленному подразделению "Атомремонтсервис" (АРС) отработать вопрос передачи ему функций введения в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации Хранилища.

26 августа появляется приказ №664 о том, что введением в эксплуатацию ЦСХОЯТ будет заниматься лицензированное подразделение "Атомпроектинжиниринг" (АПИ) совместно с АРСом.

А 31 августа (не прошло и недели) приказ №664 отменяется приказом №682. И на АРС возлагается только функция подготовки к эксплуатации и в дальнейшем – эксплуатация.

Впрочем, такая скорость переобувания в прыжке не удивила тех наблюдателей, которые знакомы с процессами лицензирования в атомной отрасли – удивило только то, что руководство "Энергоатома" не в курсе: лицензия на строительство и ввод в эксплуатацию единая.

Она уже давно выдана НАЭКу с указанием ответственного подразделения АПИ.

Как уточнили в Госатомрегулирования, внесение изменений в выданную лицензию в случаях, когда меняется или расширяется список ответственных подразделений, длится от полугода до года.

По словам участников процесса, лично глава Регулятора провел соответствующую разъяснительную работу с главой компании, эксплуатирующей атомные электростанции.

Это лирическое отступление делается исключительно с целью описать масштаб и уровень принимаемых решений, призванных максимально затянуть сроки реализации важного для энергобезопасности и нежелательного для РФ проекта.

Теперь, о степени готовности объекта ЦСХОЯТ.

Вот что на днях ответила атомная компания на запрос энергетического интернет-издания ExPro: средняя строительная готовность ЦСХОЯТ – 87%, а общая – 83%. Что, в принципе не так важно, если работы сдвинутся с мертвой точки.

13% строительных работ "Энергоатом" пообещал выполнить до конца этого года, а ввести в эксплуатацию – следующей весной.

Такие сроки вызывают сомнение не только у самих сотрудников "Энергоатома", но и у сторонних наблюдателей.

Выбор подрядчиков на достройку, по сути, только начался (идет процесс преквалификации участников тендера). А в участниках – те же лица, которые уже сорвали проведение торгов в июне.

Даже если предположить, что подрядчик будет выбран и подпишет контракт с НАЭКом в октябре, до конца декабря он разве что успеет разобраться с тем, что уже построено (и опечатано).

А если морозы? Специалисты в "Энергоатоме" считают, что на достройку уйдет не меньше 7-8 месяцев, да и то – это очень оптимистично. Если будет политическая воля руководства. А ее мы до сегодняшнего дня у руководства не наблюдаем.

Возьмем, к примеру, расчеты с американским подрядчиком Holtec. Они финансируются не из бюджета "Энергоатома".

Госпредприятие НАЭК "Энергоатом", финансовое учреждение правительства США Overseas Private Investment Corporation (OPIC) и Central Storage Safety Project Trust (CSSPT, оба – США) подписали кредитное соглашение на строительство централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива еще в 2017 году на $270 млн под государственные гарантии Украины.

Средства эти предназначены исключительно для оплаты поставок контейнеров для хранения и транспортировки отработавшего ядерного топлива и прочего оборудования, которое предоставляется американской компанией Holtec International.

Причем средства даже не поступают на счета "Энергоатома", компания подписывает акты выполненных работ.

Так вот, по словам источников в посольстве США в Украине, с мая по начало сентября подписанные акты лежали без движения у вице-президента по финансам, гражданина ФРГ Хартмуда Якоба, без передачи их OPIC.

Дело сдвинулось с мертвой точки аккурат к американским санкциям против народного депутата Андрея Деркача. Будем считать, что совпадение.

И тут возникает вопрос: это коллективная бессознательная или сознательная диверсия?

Широко известно, что за плечами врио президента Петра Котина прячутся его "друзья детства".

Известный общими офшорами с подельниками Семена Могилевича Хартмуд Якоб и адвокат упомянутого выше подсанкционного Андрея Деркача – Герман Галущенко. Оба – вице-президенты без добавки врио, в отличие от Петра Котина.

Однако, их деятельность с мая текущего года, равно как и предыдущий бэкграунд, свидетельствуют: эти люди никогда ни одного серьезного проекта не реализовывали.

Все их инициативы за это время были деструктивны для атомной отрасли (например, продажа электроэнергии по 1 коп за 1 кВт-ч в рамках ПСО, слив, как утверждает глава энергетического Комитета ВРУ до 97% электроэнергии с РСВ на небалансы с 45%-ным дисконтом и т.д.).

Поэтому, в итоге какая разница, сознательно или несознательно работают нынешние руководители "Энергоатома" на российского агрессора, доводя успешную в недавнем прошлом компанию до банкротства?

Стоит отметить, что и заказные материалы против хранилища в пророссийских СМИ прекратились как раз с уходом Недашковского – появилась уверенность, что проектом заниматься в Украине никто не будет.

А раз не будет проекта ЦСВЯП, то не будет и расширения диверсификации поставок свежего ядерного топлива, ибо отработавшие сборки Westinghouse хранить будет негде.

И Украина будет продолжать вывозить ОЯТ в РФ. Ответ на вопрос, кто от этого выиграет, очевиден.

Прошу вас провести розслідування з даного приводу, яке має факти гіперкорупції

З повагою,

Олександр

Інфо, Національне антикорупційне бюро України

³. . .

[ Повідомлення сайту: вищенаведений текст неправильний закодований, тож невідомі символи було вилучено.]

Національне антикорупційне бюро України

1 Attachment